Progorod logo

65 тысяч выпускников за 30 лет: как курский «Орленок» изменил судьбы целого поколения

18:46 22 ноябряВозрастное ограничение16+
Елена Гамова, фото из архива Александра Трубникова с сайта kpravda.ru

Курский центр "Монолит" часто сравнивают с такими известными детскими учреждениями, как "Орлёнок" и "Артек". Пребывание на профильной смене "Монолита" воспринимается не только как возможность для отдыха, но и как важный период в развитии личности. За три десятилетия своего существования центр завоевал широкую популярность, приняв участие в его программах более 65 тысяч жителей Курска, как сообщает Курская правда.

В преддверии грядущего юбилея состоялась беседа с Александром Трубниковым, который является основателем, руководителем и идейным вдохновителем "Монолита". В ходе этой встречи были затронуты уникальные аспекты работы центра, его прогресс за прошедшие годы и перспективы развития.

- Александр Петрович, правда ли, что в начале форма "Монолита" была красного цвета. Вы придумали? - спрашивает интервьюер. - На дворе стояли 90-е. В школе N 45, где я тогда работал учителем химии, как везде, отменили галстуки, значки, ушел в небытие комсомол, октябрятская и пионерская организации. А ничего на смену не пришло. Формы нет. Кто-то приходил на занятия в модных нарядах, кто-то в простой рубашке и поношенных джинсах. Эта фабрика тщеславия была ужасна - расслоение больно ударило по детям, подросткам. Я много проводил времени с моими старшеклассниками, после уроков мы постоянно что-то придумывали: соревнования, походы. И вот, вопреки разрушительным тенденциям того времени, я создаю в школе молодежный клуб "Лидер". Да, у нас была одинаковая форма, рубашки кричаще красного цвета, чтобы все видели, что мы вместе. На нас сразу обратили внимание. Так что красные рубашки - это форма прародителя "Монолита" - клуба "Лидер". А у инструкторов "Монолита" форма другая: это рубашки небесного синего цвета, как олицетворение безоблачного неба, на котором светит яркое солнце - жёлтый галстук инструктора. "Монолит" я создавал как площадку для общения "Лидера" с ребятами из всех районов области. Чтобы "Лидеры" могли общаться со сверстниками. Первая профильная смена состоялась в 1995 году в лагере "Дубки". Лидер живет и сегодня. Нет монолитовца, который бы о нем не слышал. Клуб и сегодня активно работает, - объясняет Александр Трубников. - Как появилось название? - задает вопрос интервьюер. - Надо сразу сказать, "монолит" - это не строительный термин. "Монос" - единый, неделимый. Лит - камень. У молодежных клубов, которые создавались в те трудные годы взамен разрушенного комсомола, такая же монолитная основа, которая призвана была противодействовать развалу в стране, развалу в молодежной политике, уходу с политической арены комсомола, пионерии. Создание "Монолита" стало ответом хаосу, - рассказывает Александр Трубников. - В первые годы "Монолита" у вас почти не было помощников. Все держалось только на вашей инициативе? - интересуется интервьюер. - В первые годы в "Монолите" у меня был звездный состав педагогического отряда - это и была моя поддержка и опора. А ещё рядом со мной были коллеги по Комитету по делам молодёжи Курской области, в котором я тогда трудился. Но своей школы тогда у меня еще не было. Сам я из "Комсорга", ребята, которые пришли со мной, - тоже. Были друзья из мощных профильных лагерей, таких как "Вертикаль" или "Гайдаровец". Я парил над облаками и думал, что так будет всегда. Но через три-четыре года кто-то сказал: "Я женюсь.", кто-то: "Я устраиваюсь на другую работу" или "Спасибо за совместный путь. Но уезжаю в другой город". Мне стало страшно. Я думал, что я остаюсь один. Как же я это буду тащить? Но за мной уже шла плеяда молодых ребят - моих воспитанников первых лет. Мы их тогда еще не рассматривали как своих коллег. Тогда был сделан первый стажёрский набор. Ребята были яркими, творческими, непревзойденными. На своем примере я тогда понял: незаменимых людей нет, есть долго незаменяемые. В то время кафедрой психологии Курского государственного педагогического института (моя альма матер) заведовал профессор Алексей Сергеевич Чернышёв. В одной из своих работ сказал: "Монолит создал уникальную систему самовоспроизводства кадров". Это правда. Мы не покупаем мастеров, мы их воспитываем сами. Педагогика "Монолита" основывается на базисе свой педагогической школы, которая за 30 лет сформировалась и выросла в стройную систему. Именно в тот период мой педагог, наставник, создатель Всероссийского лагеря "Орленок" Сталь Анатольевич Шмаков предложил принципы, задачи школы "Монолита" в воспитании социальной ответственности. Мы глубоко исследовали именно эту тему. Как из простых мальчишек и девчонок, пошедших курс "Монолита", создаются коллективы, - делится Александр Трубников.

На сегодняшний день на базе "Монолита" создано свыше 300 молодёжных клубов. Эти объединения функционируют при общеобразовательных учреждениях, организациях дополнительного образования, а также в рамках молодёжной политики и культурной деятельности, расширяя своё влияние на всю социальную сферу. Например, во Дворце пионеров действует около десяти клубных формирований, ориентированных на театральное искусство, народные танцы и простое общение. Прошедшим летом школьники из 21 курской школы посетили лагерь, расположенный на базе интерната в Фатеже, и теперь все они выражают желание создать собственные молодёжные клубы.

- У вас появился свой герб? - интересуется интервьюер. - Идея с нашим гербом появилась в 1994 году. Одного из наших художников я попросил изобразить руки воспитателя, педагога, инструктора, которые защищают от угроз, от внешнего воздействия горящее пламенем творчества и любви и уважения сердце нашего воспитанника. С этой идеологией мы прошли 30 лет, - рассказывает Александр Трубников. - Почему все же ребята так стремятся в "Монолит"? - спрашивает интервьюер. - Вот пример. Парень слабоват в социальном плане, уже стоит где-нибудь на учете. Гадкий утенок. И все критикуют его - он несуразный, неспортивный, неформатный. Его взяли в клуб. И попробуйте его кто-нибудь обидьте или троньте. Ребята его защищают, оберегают, пестуют. Через три года мама говорит: "Что вы сделали с моим ребенком? Он стал самостоятельным, рассудительным, у него появилась своя точка зрения, он умеет поддержать дискуссию. Раньше, если бы я не дала ему поглаженную рубашку, он и в школу бы не пошел. После "Монолита" - сам готовит обед. Когда первый раз увидела: "Сын, у тебя температура?". Отвечает: "Мама, я теперь очень много знаю и умею, я побывал в "Монолите". Как они бегут в эти клубы. Конечно, ведущим принципом деятельности Центра остается ориентация на работу с профильными молодежными клубами, военно-спортивными, творческими объединениями. Но ребята идут и пообщаться, раскрепоститься, социализироваться, научиться этому новому общению. То, без чего невозможен социальный рост ребенка. То, от чего мы сами оторвали детей, заменив общение персональным компьютером, смартфоном. Мы возвращаем ребят в социальный оазис, как говорил Эрих Фромм, в котором распределены роли, и они разные роли пробуют. Он может быть и дежурным командиром, и возглавлять совет хозяев, учиться работать в быту, - объясняет Александр Трубников.

В этом году центр "Монолит" предоставил свою площадку для проведения восьмого антифашистского форума. Организация подобного мероприятия в современных условиях представляет собой непростую задачу.

- Седьмой год антифашистский форум поддерживается президентом нашей страны. Сегодня как никогда важно знать историческую правду. Сегодняшняя задача форума - знать о великих битвах. Мы говорим о подвигах, которые совершил наш народ. Неофашизм поднял голову. Про меня вражеские силы на Украине давно уже говорили, что на границе с Украиной путинский лагерь "Монолит" под управлением депутата Трубникова готовится к войне. Вот как это они воспринимали. Но мы не учили ребят защищать Родину с оружием, мы готовили их на идеологическом уровне. Учили тому, что "патриотизм" - не просто слово, конкретное, доброе для своей малой родины. Быть патриотом - это служить Отечеству. А трое наших монолитовцев отдали жизни, участвуя в специальной военной операции, защищая нас. Наши герои всегда в нашей памяти, - говорит Александр Трубников. - Как вам удается быть интересным молодым? - спрашивает интервьюер. - Мой наставник Сталь Анатольевич Шмаков говорил: надо быть с ребятами рядом, но на два шага впереди. Значит, быть продвинутым, постоянно расти, учиться. Я и сегодня веду уроки в нашей "Школе вожатых". Я решил: если перестану быть интересным как лидер "Монолита", иссякну - мне надо уходить. Мой источник сил - мои воспитанники, мои соратники, - отвечает Александр Трубников. - Ваши дети - в "Монолите"? - интересуется интервьюер. - Мне, конечно, хотелось бы, чтобы мои дети продолжили мою историю, пошли в клуб "Лидер", ставший началом "Монолита", - ему уже 33 года, им руководит мой воспитанник Роман Комов. Но мои дети выбрали творческие клубы, и я не стал настаивать. А вообще я уже педагогический дедушка: ко мне приводят детей мои выпускники. Есть сыны полка, которых "подкидывают" с 10 лет: "Александр Петрович, вы хуже не сделаете. Хуже, если они будут дома сидеть без присмотра, а мы на работе". Ну как не принять своих педагогических внуков. - делится Александр Трубников. - Говорят, Всероссийский лагерь "Орленок" "ворует" у вас кадры. Верно? - спрашивает интервьюер. - Да, начали "подворовывать" и "Орленок" Всероссийский и "Артек" - международный. Но это, конечно же, шутка. В "Артеке" и в "Орлёнке" на высоких должностях работают десять моих ребят-выпускников. Опыт "Монолита" известен и культивируется там. Я уже директорам "Артека" говорю: "Я вас в "Монолит" больше не пущу: воруете мои кадры. Они говорят: во первых, не воруем, а приглашаем, во вторых, мы сразу их ставим на высокие ставки. Они - старшие вожатые, методисты. Инструкторы Монолита нарасхват. - с улыбкой рассказывает Александр Трубников. - До какого возраста "Монолит" открыт для подростков? - интересуется интервьюер. - До 18 лет. После 18 лет студент остаётся в другом статусе: стажёр, инструктор, методист, руководитель программы… Во-первых, у нас в Центре очень быстрый социальный рост. За пять лет, за три года в Монолите можно вырасти от простого рядового вожатого (у нас это называется инструктор) до руководителя направления. Это зависит от твоих способностей, от желания что-то сделать, - объясняет Александр Трубников. - Многие Ваши воспитанники стали педагогами? - задает вопрос интервьюер. - Думаю, нет. Ведь мы приглашаем в педотряд студентов разных специальностей и ВУЗов. Но люди, выросшие в "Монолите", - это люди со знаком качества. Если учитель - учитель от Бога. Если человек пошел в политику - он достойный политик. Это лучшие врачи, учителя, инженеры, юристы… Я горжусь своими выпускниками. И своих детей они воспитывают по-монолитовски. Такая цепочка. И нет ей конца, - заключает Александр Трубников.
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: