Водители после 60: тайные критерии, по которым теперь оценивают ваше право на руль
- 11:20 6 сентября
- Новости России

Безопасность на дорогах или право на мобильность, разбираемся в дискуссиях вокруг возрастных ограничений для автомобилистов
В России вновь заговорили о потенциальных возрастных ограничениях для автомобилистов. Дискуссии касаются водителей старше 65 лет. Хотя прямого запрета на управление транспортом по возрасту пока нет, стремление повысить безопасность на дорогах подталкивает к пересмотру новых правил.
Международный опыт показывает, что ряд государств ужесточает контроль за пожилыми водителями. Например, в Саудовской Аравии автомобилисты старше 70 лет обязаны ежегодно проходить медобследование. В Турции водители от 65 лет посещают медкомиссию каждые два года, а после 75 лет - ежегодно. На Филиппинах лицам старше 60 лет предъявляют более строгие медицинские требования, включая проверку зрения и слуха. В ОАЭ водительские права могут аннулировать для тех, кто старше 70 лет и не проходит регулярные осмотры.
Подобные меры направлены на минимизацию рисков, связанных с естественными возрастными изменениями: ухудшением зрения, замедлением реакции, обострением хронических заболеваний. В России пока действуют обязательные медицинские освидетельствования при замене водительского удостоверения. При выявлении противопоказаний права могут быть аннулированы.
Примечательно, что российская статистика ДТП демонстрирует любопытную особенность: пожилые водители реже оказываются виновниками крупных аварий, чем их молодые коллеги. Их многолетний опыт и повышенная осторожность часто компенсируют некоторые физиологические изменения. Однако наличие определённых заболеваний значительно повышает риски на дороге.
В 2023 году депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга выступили с инициативой ужесточить правила для водителей старше 70 лет. Они предлагали сократить срок действия водительского удостоверения до двух лет и ввести обязательные медосмотры каждые два года. Также планировалось усилить требования к зрению, слуху и психомоторным функциям. Однако этот проект не нашёл широкой поддержки, главным образом из-за опасений по поводу возможной дискриминации.
Общественные дискуссии по этому вопросу остаются острыми. С одной стороны, речь идёт о безопасности всех участников дорожного движения. По данным ГИБДД, около 10% аварий с участием пожилых водителей действительно связаны с возрастными изменениями, такими как ухудшение зрения и замедление реакции. С другой стороны, потенциальное лишение прав может серьёзно ограничить мобильность пожилых людей, особенно в регионах с неразвитым общественным транспортом, что поднимает вопросы о их праве на самостоятельное передвижение.
Действующее российское законодательство не предусматривает прямых возрастных ограничений для водителей. Ключевым остаётся индивидуальное состояние здоровья и способность безопасно управлять автомобилем. Возраст сам по себе не является основанием для аннулирования прав. Однако важно знать, что для водителей от 60 лет срок действия водительского удостоверения сокращён с десяти до пяти лет. Это изменение направлено на повышение общей безопасности дорожного движения, а не на дискриминацию. ГАИ поставило точку: возраст сам по себе не является препятствием, но после определённой роковой черты для водителей возрастает необходимость более тщательного контроля.
Как сообщалось, обсуждение возрастных критериев для водителей в России активизировалось на фоне изменения медицинских стандартов и демографических сдвигов. С 2017 года фиксируется рост числа ДТП с участием пожилых водителей, что подтолкнуло к пересмотру контроля за их состоянием. Законодательство не имеет прямых возрастных запретов, но после 60 лет срок действия медицинской справки сокращается до пяти лет. В некоторых регионах для водителей старше 70 лет уже вводятся ежегодные или двухгодичные медосмотры, где оцениваются зрение, слух, реакция и когнитивные функции. Эти изменения касаются водителей 60+.
Как сообщалось ранее, в России право управлять автомобилем базируется на состоянии здоровья человека, а не на его возрасте, и законодательство не устанавливает жестких возрастных ограничений для водителей. Однако, для повышения безопасности дорожного движения, водительское удостоверение после 60 лет выдается на 5 лет, а не на стандартные 10. Дискуссии о возрастных критериях для водителей активизировались еще с 2017 года на фоне изменения медицинских стандартов и роста числа ДТП с участием пожилых водителей. С целью улучшения контроля и борьбы с подделкой документов, 15 апреля 2024 года в России ввели электронный формат медицинских справок 003/В/у, заменив привычный бумажный документ.
Что еще стоит узнать:- В Курской области 4 сентября температура подскочит с ночных 7° до дневных 24°
- Умер Юрий Комов: 29 лет возглавлял Курское УФАС с золотой медалью школы
- Смерть Юрия Комова и установка камер на опасных улицах: главные новости за 4 сентября в Курске
- 59-летняя курянка родила ребенка, побив рекорд перинатального центра
- После 25 ДТП с пострадавшими в Железногорске установили камеры на двух самых опасных улицах