Почему автомобилисты боятся смешивать бензин: развенчиваем главный миф, который стоит вам денег
Правда о смешивании 92-го и 95-го, которую скрывают на заправках
Многие водители сталкиваются с одной и той же дилеммой: на приборной панели предательски мигает индикатор топлива, а до проверенной заправки еще ехать и ехать. Или другая ситуация: на единственной АЗС в глубинке нет нужного АИ-95, зато в наличии АИ-92. Что делать? В голове сразу возникают споры: одни считают, что смешивание бензина губительно для двигателя, другие убеждены, что это не страшно. Чтобы расставить все точки над "и", мы обратились к специалистам по нефтехимии и автомобильным инженерам, которые объяснили, где реальные риски, а где - обычные мифы.
Распространенное заблуждение - думать, что высокое октановое число (ОЧ) делает топливо более мощным или качественным. На самом деле, цифры 92, 95 или 100 указывают на детонационную стойкость бензина. Это его способность сопротивляться самопроизвольному воспламенению под давлением в цилиндрах двигателя. Детонация - это не просто характерный металлический стук, а настоящие микровзрывы, разрушающие поршни и клапаны. Современные электронные системы управления (ЭБУ) могут корректировать момент зажигания, чтобы избежать детонации, но их возможности ограничены. Именно поэтому производители авто строго рекомендуют использовать топливо с октановым числом не ниже указанного в руководстве. Заливая АИ-92 в двигатель, рассчитанный на АИ-95, вы заставляете ЭБУ работать на пределе, что со временем негативно сказывается на моторе.
Что же происходит, когда смешивают разные сорта бензина? Физика процесса проста: при смешивании двух видов топлива их октановое число усредняется. Например, если в баке осталось 10 литров АИ-92, и вы долили 30 литров АИ-95, то итоговое октановое число будет примерно 94,25. Расчет выглядит так:
(10 л 92) (30 л 95) = 920 2850 = 3770 3770 / 40 л (общий объем) = 94,25Таким образом, вы получите около 40 литров бензина с ОЧ примерно 94. Для двигателя, которому предписан АИ-95, такая смесь будет безопасной. А для мотора, рассчитанного на АИ-92, она и вовсе пройдет незамеченной. Отклонения от этого среднего значения на практике минимальны.
Настоящая опасность кроется не в смешивании октановых чисел, а в качестве самого топлива и используемых присадках. Добросовестные производители применяют разрешенные компоненты, такие как эфиры и спирты, для повышения ОЧ. Их концентрация в АИ-95 выше, чем в АИ-92, но они хорошо смешиваются и не конфликтуют. Проблема возникает, когда на недобросовестных заправках используют запрещенные и агрессивные присадки, например, ферроцен или монометиланилин. Эти вещества, вступая в реакцию с другими соединениями, могут образовывать смолы и нагар. Такой "коктейль" способен забивать форсунки, выводить из строя катализатор и кислородные датчики.
Миф о "расслоении" топлива также часто связывают со смешиванием разных октановых чисел, но это неверно. Плотность АИ-92 и АИ-95 почти одинакова, поэтому они отлично смешиваются. Риск расслоения топлива появляется лишь при смешивании обычного бензина с биоэтанольным, например, Е10, который содержит до 10% этанола и распространен в Европе. При определенных условиях, таких как высокая влажность и температура, этанол может отделиться и соединиться с водой, всегда присутствующей в баке. Это образует отдельный слой на дне. В России биоэтанольное топливо не получило широкого распространения, поэтому опасаться этого не стоит.
В итоге можно сделать вывод: смешивать различные сорта бензина на проверенных АЗС, где продают качественное топливо, вполне допустимо. Двигатель без проблем справится с полученной смесью со средним октановым числом. Главное правило - это не столько цифры на колонке, сколько качество и происхождение топлива. Лучше залить половину бака качественного АИ-92, а затем долить до полного таким же проверенным АИ-95, чем заправляться "фирменным" АИ-100 на сомнительной станции, где могут использовать нелегальную химию.
Как сообщалось, споры о смешивании бензина не утихают годами. Одни водители уверены, что ничего страшного не произойдет, другие опасаются расслоения топлива и поломки двигателя. Октановое число - это показатель стойкости бензина к детонации, чем оно выше, тем меньше риск преждевременного воспламенения в цилиндрах. Детонация разрушает поршни и кольца, хотя современные двигатели могут корректировать угол зажигания. Многие водители смешивают бензин из-за страха перед некачественным топливом, мифа о приросте мощности или для экономии.
Как сообщалось ранее, многие автомобилисты сомневались в безопасности смешивания бензина различных марок, при этом часть водителей считала это допустимым из-за адаптивных двигателей, тогда как другие опасались за состояние машины. Основу этих споров составляло октановое число (ОЧ), которое показывает устойчивость топлива к детонации — самопроизвольному воспламенению смеси в цилиндрах, способному повредить поршни. Несмотря на наличие систем коррекции угла зажигания в современных двигателях, их возможности ограничены. Различные мотивы, от экономии до опасений за качество топлива, побуждали водителей к таким действиям.
Что еще стоит узнать: Скоропостижно умер ветеран-подводник с 7 автономными плаваниями, 20 лет руководивший водной инспекцией Курской области БПЛА атаковали Курскую область: возгорание на улице Союзной и повреждение дома в Лазурном В Курске построят парк с 25 аттракционами на 10 гектарах — Хинштейн обещает "сказочное пространство" "Курский соловей" с 8 памятными купе известных курян начал ежедневные рейсы в Москву "Безопасный город" в Курске: 6 тысяч камер уже следят за горожанами и ищут преступников