Курск ищет выход: машиностроение региона в условиях новых вызовов
- 09:45 20 ноября
- Алексей Петров

Развитие машиностроительной отрасли в нынешних условиях приобретает особую значимость, поскольку эта сфера выступает как фундаментальная основа для российской экономики. Подобное мнение озвучил Алексей Томанов, который является членом постоянного комитета Законодательного собрания по промышленности, строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству, как пишет Секунда.
Курская область находится в непростой ситуации, экономика региона столкнулась с целым рядом вызовов, особо остро на них реагирует именно машиностроительная отрасль. В мае этого года председатель ЛДПР Леонид Слуцкий выдвинул тезис о "новой индустриализации", которая в первую очередь должна опираться именно на машиностроительные предприятия. И наша задача - создать благоприятные условия для производств в России, дать отечественным предприятиям возможность наращивать выпуск высокотехнологичной продукции, обеспечивать внутренний спрос и увеличивать, создавать высокооплачиваемые рабочие места в регионах, - отметил Алексей Томанов.
Олег Малахов, который является членом Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", председателем Курского отделения этой организации и председателем совета директоров ГК "Праймкей", заявил, что машиностроение составляет жизненно важную часть экономики. Его положение непосредственно воздействует на конкурентоспособность и безопасность страны.
Машиностроительные предприятия вносят весомый вклад в экономику: формируют значительную часть налоговых поступлений, обеспечивают занятость высококвалифицированных специалистов, стимулируют смежные секторы - металлургию, металлообработку, приборостроение, научные и сервисные услуги. Вместе с тем, несмотря на солидный задел и признанные достижения, отрасль сегодня сталкивается с вызовами, требующими консолидированных усилий: необходимость технологического обновления, кадровый голод, повышение конкурентоспособности, доступ к финансовым ресурсам. Наша общая цель - не просто обменяться мнениями, а найти точки роста, выработать конкретные экспертные предложения, направленные на всестороннюю поддержку машиностроительной отрасли Курской области, - отметил Олег Малахов, обращаясь к участникам круглого стола.
В Курской области доля машиностроения в общем объеме промышленного производства достигает 10%. Данный сектор включает пять основных видов экономической деятельности: создание машин и оборудования, выпуск транспортных средств (в том числе прицепов и полуприцепов), изготовление прочих транспортных средств и оборудования, производство компьютерной, электронной и оптической продукции, а также производство электрооборудования. В этой сфере трудятся 15 тысяч человек.
Илья Чернышев, директор Государственного фонда развития промышленности Курской области, объявил, что машиностроительные предприятия имеют право на государственную помощь. Эта поддержка охватывает льготные займы, гранты, а также субсидии для приобретения и обновления оборудования. Кроме того, доступными являются услуги регионального центра инжиниринга.
За 9 месяцев 2025 года льготные займы были предоставлены 27 субъектам деятельности в сфере промышленности на общую сумму более 382 млн. рублей. Получить такой займ может проект, направленный на создание нового промышленного производства либо увеличение мощности и модернизацию действующего, на внедрение технологий и цифровых решений, на выпуск импортозамещающей продукции, создание новых рабочих мест. При этом предусмотрена доля софинансирования - от 25 до 50%. Фонд развития промышленности Курской области предоставляет займы по двум направлениям. Первое - "Проекты развития Курской области" (от 5 до 40 млн. рублей, софинансирование со стороны заявителя 20%, процентная ставка - 3% годовых, срок займа 5 лет, первые три года получатель платит только проценты). Второе - "Инвестиционные проекты Курской области" (от 5 до 150 млн. рублей, софинансирование 20%, процентная ставка - 5%, срок - 5 лет, отсрочка по уплате основовного долга - 3 года). Кроме того, есть возможность предоставления займа на условиях софинансирования с федеральным Фондом развития промышленности, когда часть займа выдает региональный ФРП в рамках своих лимитов, остальную часть выдает федеральный Фонд. В 2025 году было предоставлено два таких займа на общую сумму 402 млн. рублей - Курскому аккумуляторному заводу (300 млн. рублей) и "Торговому дому "Кварц" (102 млн. рублей), - рассказал Илья Чернышев.
Предприниматели выразили желание активно применять предложенные государственные меры поддержки, однако они отметили трудности, вызванные бюрократическими процедурами, сопутствующими получению такой помощи.
Наша компания в свое время родилась именно из потребности в импортозамещении. Сегодня мы предлагаем уникальный для российского рынка продукт - системы автоматизации для добывающей отрасли. Полностью сами производим и софт, и "железо". Сейчас как раз-таки занимаемся вопросами оформления документов на получение господдержки. И столкнулись с определенными бюрократическими моментами, над которыми, конечно, нам нужно будет поработать, - поделился заместитель генерального директора по проектной деятельности ООО "ЭСФИ" Александр Авдеев.
Другой значимой темой обсуждения стало обеспечение машиностроительной промышленности компетентными кадрами. Данные за период с января по сентябрь 2025 года свидетельствуют о наличии более 110 тысяч открытых вакансий в тяжелом машиностроении, при этом на каждое вакантное место поступало лишь 1,3 резюме.
Одна из основных причин такой ситуации - упал престиж рабочей профессии. Могу сказать по нашему техникуму: с каждым годом все больше выпускников принимают решение либо продолжать обучение дальше, либо вообще переучиваются на другую специальность. Еще одна проблема - сокращение сроков обучения. Если раньше мы, например, сварщиков и наладчиков станков готовили 2 года и 10 месяцев, то теперь этот срок составляет 1 год и 10 месяцев. Соответственно, на выходе мы имеем уже не полноценного сотрудника, а 17-летнего работника-ученика, которому нужен наставник. Кроме того, с таким сроком обучения мы не имеем больше возможности присваивать разряды, и наши выпускники приходят на предприятия без разрядов. Соответственно, пока они их не получат, вынуждены работать за минимальную заработную плату. Те, кто не хочет ждать, идут работать в более "денежные" сферы. Ну и, к сожалению, наш регион не конкурентоспособен в плане зарплат в промышленном производстве, поэтому имеет место большой отток кадров в другие регионы, - рассказала начальник отдела по трудоустройству выпускников Курского электромеханического техникума Ирина Горлова.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что решение этих сложностей возможно лишь при условии всестороннего подхода. В числе предложенных шагов назывались: повышение престижа рабочих профессий, содействие трудоустройству студентов уже на ранних этапах их обучения, а также внедрение системы государственного распределения выпускников или обязательной отработки после завершения обучения в техникумах.
Напомним, 14 ноября 2025 года на территории Курской области обсудили дальнейшую поддержку двух промышленных объектов госкорпорации "Ростех" – завода "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" и филиала ННПО имени М.В. Фрунзе "Маяк". Губернатор Александр Хинштейн провел переговоры с Сергеем Чемезовым, главой "Ростеха", затронув вопросы развития региональных и социальных инициатив при участии корпорации. На этих предприятиях занято около трех тысяч сотрудников.